Шарль Буат и истоки станковой портретной миниатюры в России.

В один из ранних весенних дней 1698 года в Лондоне состоялась встреча царя Петра Алексеевича, который в составе Великого посольства посетил Европу, с известным миниатюристом Шарлем Буатом. Встреча эта, не отраженная в официальных документах, сыграла свою роль для появления в России своеобразной ветви изобразительного искусства – станковой миниатюры на эмали, или финифти. (Финифть – древнерусское слово, от греческого «фингитис» - светлый, блестящий камень. Иногда термин «финифть» отождествляют с византийским «химипет», восходящим к греческому глаголу «лить», «плавить».) Этот новый для России вид искусства породил вид награды – жалованный портрет.

Буат, швед по происхождению, работал в различных странах Европы и пользовался огромной известностью. В конце 1690-х годов он жил в Лондоне и был придворным эмальером английского короля Вильгельма III Оранского. Трудно сейчас представить встречу Буата с русским царем и обстоятельства, предшествовавшие ей. Возможно, что Петр, живо интересовавшийся искусствами и ремеслами тех стран, которые он посещал, обратил внимание на работы Буата и попросил показать ему мастерскую художника. Возможно также, что Вильгельм III при встрече подарил Петру свой миниатюрный портрет и, видя восхищение царя, вызвал мастера к себе. Увидев радующие глаз своей яркостью и красивыми сочетаниями тонов, прекрасно исполненные миниатюры, Петр пленился ими и заказал мастеру свой портрет. Буат написал несколько миниатюр, использовав для этого только что законченный художником Готфридом Кнеллером большой живописный портрет царя в рост.

За «алмазные персоны» царя, заказанные в Лондоне, было уплачено 360 гиней. Сумма по тем временам значительная, но сюда входила не только оплата труда художника, но также и стоимость золота и алмазов, которыми были украшены оправы портретов.

До наших дней дошло лишь небольшое число из исполненных Буатом миниатюр, - они хранятся сейчас в различных музеях мира, в том числе в Государственном Эрмитаже и в Национальной галерее в Стокгольме. На одной из них Петр изображен погрудно, в темном доспехе и накинутой на плечи парчовой мантии, скрепленной на груди запоной с яркими драгоценными камнями.

Знак в виде креста к ордену Св. апостола Андрея Первозванного.
Лицевая (слева) и оборотная стороны знака.

Чем же привлекли Петра маленькие, изящные портреты? Прежде всего – удивительной тонкостью исполнения, а также свежестью, прозрачностью и чистотой цветовой гаммы. Однако Петр, мысливший всегда широко и по-деловому, сразу же нашел практическое применение миниатюрам как своеобразным наградным знакам, которыми можно было отмечать достойных за участие в деле преобразования России, а также одаривать знатных иностранцев и дипломатов.

В России до Петра не было наградных орденов и медалей. Первое массовое пожалование медалями – наградными – имело место только в 1706 году за победу при Калише. А до этого за ратную службу обычно жаловали так называемыми «золотыми» - монетовидными воинскими наградными знаками разного достоинства с изображением царя. Награду с «золотыми» отличившихся жаловали в знак особой царской милости серебряными и золотыми ковшами, кубками с надписями и другими драгоценными вещами.

Первый русский орден – орден Андрея Первозванного – хотя и был учрежден в конце 1690-х годов, но долго не имел оформленного статуса. Статус ордена был утвержден значительно позже, так же как и его форма. Орденом Андрея Первозванного были награждены в период «Великого посольства» лишь два человека в России: генерал-адмирал Ф.Я. Лефорт и адмирал Ф.А. Головин.

Таким образом, Петр I, только что учредив первый русский орден, решил одновременно ввести и еще один новый вид награды – эмалевый жалованный портрет.

Портрет графа Г. Г. Кушелева в орденском одеянии и со знаком ордена
Св. Андрея Первозванного с бриллиантами на орденской цепи.

Первым такую награду – портрет царя, исполненный Ш. Буатом, - получил третий посол Великого посольства Прокопий Богданович Возницын, который после отъезда посольства на родину остался в Вене. Он принимал участие в Карловицком конгрессе, а также подписывал 16 января 1699 года перемирие с Турцией. Современники отмечали, что во время этого подписания на груди посла красовалась «персона Великого Государя, Его Царского Величества, оправленная в золото и алмазами украшенная». Обычно такие миниатюры носили, как и орден, на груди, приколотыми к банту или висящими на ленте. На многих портретах деятелей XVIII столетия, написанных маслом, легко можно разглядеть такие миниатюры.

Если Петр I жаловал свои портреты за заслуги, то всеми последующими правителями, начиная с Екатерины I, портреты раздавались более широко и уже далеко не всегда за важные государственные заслуги; их получали многие придворные в знак царской милости.

Портрет Елизаветы Алексеевны, жены Александра I, со знаком ордена
Св. Андрея Первозванного на орденской цепи.

Возвратившись из путешествия, Петр дал указание мастерам и финифтяникам, работавшим в Оружейной палате, подготовить своих собственных мастеров в этой новой для России области искусства. Правда, слово «новый» не совсем правильно. Действительно, до начала XVIII века в России не существовало станковой портретной миниатюры. Но миниатюра, имеющая прикладной характер, украшающая различные предметы прикладного искусства, была хорошо известна. Прекрасные, удивительно яркие и тонкие финифтяные дробницы – небольшие пластинки с эмалевыми изображениями святых, религиозных сцен или сложным орнаментом – украшали Евангелие и другие церковные книги, церковную утварь, оклады икон. Яркая эмаль была непременным и зачастую преобладающим украшением ювелирных изделий, оружия, посуды и иных предметов. Мастера, работавшие по финифти, многие века совершенствовали свое искусство. Они использовали опыт предшественников, работавших еще с XI – XII веков в технике перегородчатой и выемчатой эмали, а впоследствии эмали по сканному орнаменту или рельефу, эмали с золотыми и серебряными накладками и др.

Хорошо были известны изделия эмальеров Москвы, Великого Устюга и особенно Сольвычегодска. Последний в старых документах именовался Усольском, потому изделия мастеров этого города, созданные в последней четверти XVII века, часто называют «эмалями усольского дела». Удивительно яркие, многоцветные, солнечные, жизнерадостные по своей гамме, сказочные по общему облику, расписные усольские эмали занимают особое место в истории русской финифти. Именно от них пошло в России миниатюрное письмо по эмали, именно они сделали первый шаг в обращении к светской – в отличие от широко распространенной церковной – тематике.

И безусловно, художественные достижения усольских мастеров, нарядность и своеобразие их изделий повлияли на развитие финифтяного дела в петровское время, в том числе и на развитие миниатюры на эмали.

В начале XVIII столетия новое, светское направление в искусстве заняло прочное положение, оттеснив старые средневековые представления. Ведущим среди различных жанров стал портрет, в котором наиболее ярко нашли отражение характерные для бурной эпохи петровских преобразований представления о человеческой личности, о ее ценности и общественной значимости.

Нововведение Петра легло на благодатную почву, которая позволила русским художникам очень быстро освоить станковую, главным образом портретную, живописную миниатюру на эмали.

Автор: Г.Н. Комелова

См.также: Как создавались миниатюры на эмали в 17-18 веках. Финифть.
 

Копирование запрещено!
Все статьи являются интеллектуальной собственностью компании ArtWork2.com
Разрешено частичное использовании материалов в виде цитат,
при этом активная ссылка на сайт компании ArtWork2.com обязательна.