Вяйнё Аалтонен. Монументальное искусство и декоративно-парковая скульптура.

Зимой 1954 года в Финляндии состоялся Национальный конгресс сторонников мира, на котором Вяйнё Аалтонену — крупнейшему финскому ваятелю XX века — была вручена Золотая медаль Всемирного Совета Мира. Этой высокой награды В. Аалтонен удостоен за статую «Мир» — наиболее яркое монументальное произведение скульптора.

Начиная с 20-х годов Аалтонен искал образы, в которых могла быть воплощена тема мира. Эти образы прошли в его творчестве серьезную эволюцию. В начале 50-х годов Аалтонен приходит к наиболее значительному выражению идеи, которой живет все передовое человечество. Звучащая призывом к миру фронтальная композиция высечена им из красного гранита и установлена в городе Лахти в память павших воинов. Исполинская фигура женщины с простертыми к солнцу руками, без внешней экспрессии, всей массой своего объема, удвоенного свободно ниспадающими складками тяжелой одежды, торжественно встает на фоне высокого неба. Исполненная величия и спокойной мощи, она венчает внушительный холм, доминируя над широким простором. Ее силуэт ясно обозначен в пространстве.

Статуя, волнующая своей эмоциональной содержательностью и подлинным монументализмом, со временем стала эмблемой миролюбия финского народа. Ее гипсовый отлив (хорошо знакомый советскому зрителю по выставке финского изобразительного искусства, состоявшейся в Москве и Ленинграде в 1953 году) занимает одно из центральных мест в экспозиции Музея Вяйнё Аалтонена в Турку. С этим городом, второй столицей Финляндии, тесно переплетается жизнь и творческая судьба скульптора.

 
"Мир"
Модель памятника павшим воинам.
1950-1952 гг.
"Мир"
Памятник павшим воинам в г. Лахти.
1952 г.
 

Свои детские годы Аалтонен провел неподалеку от Турку в Хирвенсало. Здесь он окончил народную школу и, работая в каменоломнях, впервые познал секрет гранита, материала, в котором впоследствии часто воплощал свои замыслы. В Турку находится старейшая в стране художественная школа, в которой в течение (нескольких лет Аалтонен занимался под руководством опытного педагога, известного финского пейзажиста Виктора Вестерхольма. В этом городе осенью 1967 года был открыт задуманный еще при жизни Аалтонена музей его творчества, воздвигнутый по проекту сына художника — Матти и жены сына — Ирмы.

Аалтонен в 1915 году получил диплом живописца и в течение всей своей жизни писал картины, предпочитая пейзажи родных мест, изображения окружающих его близких людей. Однако с самых первых самостоятельных творческих шагов им был сделан решительный поворот к скульптуре, искусству, которому он отдался самозабвенно. Учителя всегда пророчили своему ученику великое будущее. Пророчество сбылось, хотя мир больше знает Аалтонена-ваятеля, нежели Аалтонена-живописца. Конкретное знакомство со сложной профессией скульптора состоялось в мастерской Аарре Аалтонена, двоюродного брата, у которого Вяйнё работал в качестве помощника. Накапливая опыт и знания, он быстро овладел спецификой скульптурного языка, освоил богатство пластических приемов. А когда произведения Аалтонена стали появляться на выставках (впервые в 1916 году в Турку), один из его учителей — Аксель Хаартман, отмечая у него исключительное чувство формы, писал: «Без сомнения, Аалтонен — скульптурный талант, и это нельзя не принимать во внимание».

Художественное наследие Аалтонена внушительно: за пятидесятилетний творческий путь им созданы монументы и портреты, декоративно-парковая скульптура и надгробные памятники, большие и малые рельефы, аллегорические статуи для интерьеров правительственных и общественных зданий, мелкая пластика и керамика, медали, а также произведения живописи — маслом, темперой и пастелью, рисунки и эскизы театральных декораций и костюмов.

Медаль
Деталь
Медаль
1933-1937 гг.

Дарование Аалтонена-живописца оставило очень четкий отпечаток на мышлении Аалтонена-ваятеля. Это сказалось в том, что Аалтонен-скульптор разрабатывает порой тему не только в рисунке, но и в живописи, ища наиболее ясного и выразительного решения. Это сказалось также в том, что в скульптуре Аалтонен обращался часто к цветному материалу. Он любит коричневую и зеленую бронзу, черный, розовый и серый гранит, использует мрамор разных оттенков. И в этой сфере творчества цвет он считает важным средством эмоциональной окраски образов. Такова одна из оригинальных черт самобытного таланта Аалтонена. Однако необходимо отметить и обратное влияние &‐ «скульптурное» видение мира очень заметно выступает в его живописных работах, будь то пейзаж («Охотничья сторожка», масло, 1945), портрет («Портрет матери», масло, 1927; «Девочка из Хуопананкоски», масло, 1946) или композиции по мотивам народного эпоса «Калевала» и другие, заимствованные из национального фольклора и литературы темы («Бледная дева», темпера, 1933). Фигуры на полотнах Аалтонена всегда объемны, отличаются скульптурностью форм, чеканным рисунком.

Произведения Аалтонена, экспонировавшиеся во многих странах, неоднократно демонстрировались и в Советском Союзе — на ретроспективных выставках финского изобразительного искусства, показанных в Москве и Ленинграде (1953), в Риге и Куйбышеве (1958), на выставке финских художников-реалистов, состоявшейся в Москве зимой 1976 года, и на персональной выставке в Государственном Эрмитаже, приуроченной к дням Финляндии в СССР. Советским зрителям удалось познакомиться с несколькими десятками работ Аалтонена, почувствовать разнообразие жанров, в которых работал мастер, и основные темы, волнующие художника, постичь эволюцию творческой манеры. Однако даже широкий показ его произведений не смог отразить всей многогранности художественного таланта Аалтонена.

Дебют Аалтонена состоялся в 1916 году, когда его пригласили для участия в юбилейной выставке Общества искусств города Турку. А в первой половине 20-х годов он уже создал произведения, которые вскоре прославили молодого художника далеко за пределами его родной страны. Так, на Всемирной выставке в Париже в 1937 году Гран При была отмечена бронзовая статуя финского бегуна, неоднократного чемпиона Пааво Нурми (1924—1925).

 
Статуя Пааво Нурми в Турку.
1924-1925 гг.
Голова борца.
1926 г.
 

Статуя Нурми, установленная около Олимпийского стадиона в Хельсинки, органично входит в окружающий ландшафт и образует один из красивейших архитектурно-скульптурных ансамблей финской столицы. Благоговение перед искусством классических эпох заметно на протяжении всего творческого пути Аалтонена. Открывая для себя строгость конструкций древней скульптуры, он создает гранитные гермы — портреты своего учителя В. Вестерхольма и основоположника школы национальной финской живописи Р. Экмана. (Эти гермы установлены перед входом в Художественный музей Турку.) Аалтонен постоянно тяготеет к образам античного мира. «...Такие имена, как Скопас, Фидий, Мирон, Пракситель, ярко выделяются из тысячи художников, которые были в их времена»,— замечает ваятель в статье «О скульптуре» (1945). Его особенно захватывает героический дух греческих и римских статуй, присущее им гармоническое начало. Уже в начале творческого пути скульптор обращается к теме атлета. А в образе П. Нурми, прославленного спортсмена, своего современника, ему удается наиболее полно передать дух античной пластики в ее стремлении к совершенству человеческого тела. Прямоугольный гранитный постамент легко и уверенно несет бегущую фигуру чемпиона. Его атлетическое сложение привлекает спортивной красотой и физическим здоровьем. Каждая из точек зрения, возникающая при круговом обзоре статуи, так естественно слившейся с окружающим пространством, неизменно рождает образ молодости, силы, ловкости и энергии, позволяет ощутить свободный порыв, стремительное движение вперед. Именно с середины двадцатых годов Аалтонен заявляет о себе как мастер разносторонне одаренный и неустанно ищущий пластическую выразительность, индивидуальность в трактовке образов. Важно заметить, что все эти искания уже на раннем этапе творчества были объединены неизменным стремлением художника к формам монументального искусства. Статуя Нурми, которой суждено было побывать на выставках во многих странах, получила высокую оценку специалистов и принесла заслуженную славу автору, стала его первой творческой удачей. В связи с этим произведением критика отмечала живой дух древнегреческой скульптуры, воплощенный у Аалтонена в «индивидуальной и величественной форме». Со статуей Нурми Аалтонену пришло признание «крупнейшего скульптора Северной Европы», шведская критика назвала его «замечательным ваятелем современности», а соотечественники украсили статуями Нурми города Хельсинки и Турку.

Портрет госпожи Х.
1916 г.
Голова девушки.
1916-1917 гг.

Наиболее важной вехой в творческом становлении Аалтонена следует считать время с середины 20-х до середины 30-х годов, посвященное работе над памятниками Алексиса Киви — национальной гордости финнов, классика финской литературы. Эта работа подтвердила снова, что по призванию Аалтонен — монументалист, безукоризненно владеющий спецификой разных материалов, будь то суровый гранит, нежный мрамор, бронза или дерево. Как монументалист Аалтонен ярко проявил способность представлять свои образы в пространстве, в пейзаже или в архитектурной среде. В разное время в Финляндии по проекту Аалтонена воздвигнуто три памятника Киви — в Тампере, Хельсинки и Турку. Исходной точкой работы является 1926 год, когда был объявлен конкурс на создание памятника. Аалтонен участвовал в конкурсе активно и плодотворно, представив сразу несколько различных проектов. Все они были отмечены первыми премиями. Один из них был осуществлен уже в 1927 году в Тампере. В парке, перед фасадом городской библиотеки, возникла аллегорическая скульптурная группа, состоящая из двух фигур, — полулежащего поэта и танцующей вокруг него изящной музы. Бронзовая группа установлена на постаменте из красного гранита, украшенном изображением лиры. Композиция, построенная на четких контурах объемов и красивом легком ритме линий, хорошо соответствует окружающей природе. Рассчитанная на круговое обозрение, она является высоким примером декоративно-парковой скульптуры. Здесь скульптор сознательно отходит от идеальных пропорций античных образцов, находя современное реалистическое решение в передаче совершенства мужского и женского тел, их жизненной полнокровности и красоты. В скульптурной группе с особой убедительностью выступает гармоническое единство образов человека и природы.

Портрет Катри Хаккила.
1922-1924 гг.
Портрет Пиркко.
1924 г.

Отмеченные черты в несколько меньшей мере присущи бронзовым статуям, созданным в конце 1920-х годов и установленным в Тампере («Дева Суоми», «Кузнец», «Охотник» и «Сборщик налогов»). Эти четыре фигуры фланкируют с обеих сторон мост Хямеенсилта. В мир их образов властно вторгаются архитектурные ритмы городского пространства. Так же активно в атмосфере современного города «живет» второй монумент Алексиса Киви работы Аалтонена, установленный в 1939 году перед зданием Национального драматического театра, в центре замкнутой Вокзальной площади финской столицы. Замысел Аалтонена отличался масштабностью— памятник мыслился им как часть ансамбля, для создания которого необходимо было реконструировать площадь и фасад здания театра. Потребовавшиеся для этого огромные материальные затраты не позволили осуществить замысел в целом. Но даже без изменения планировки памятник прекрасно организует городскую площадь, центром которой он является. Сдержанностью своего решения хельсинкский памятник гармонирует со строгими архитектурными формами городского окружения. Стремясь углубить психологическую характеристику своего героя, Аалтонен проходит путь, наполненный поиском наиболее совершенной композиции. Процесс был сложен, каждый новый вариант увенчивался новым решением. В процессе исканий возникали произведения, отличающиеся нарочитой геометризацией форм. Кубизм как течение никогда серьезно не увлекал мастера, но в желании обрести выразительность объемов, в поисках обобщенности форм и лаконизма языка Аалтонен порой проводил кубистические эксперименты. Анализируя подобные эксперименты, скульптор определял их как болезнь, на которой не следует задерживаться, но переболеть обязательно нужно, ибо художника она многому может научить. Подводя итог, Аалтонен в своей известной статье «О скульптуре» пишет: «Как бы ни менялись времена, а вместе с ними «измы», — пластическая форма остается вечной».

Женский торс.
1925 г.
Памятник Алексису Киви в
Хельсинки. 1932-1934 гг.

В подтверждение сделанных выводов можно привести одно из последних произведений художника — «Дух гор» (1961), задуманное им как собственное надгробие. Три десятилетия напряженного труда отделяют эту работу от изваяния женского лица, известного под названием «Тень на лице», или композиции «Танец», созданных в 1920-е годы, когда Аалтонен стремился постичь кредо кубизма. Сопоставление их убеждает, что первоначальный опыт художника, построенный на внешних эффектах ритмизации, нагромождении геометрических форм, усложнении объемов и плоскостей, основанный на смещении отдельных компонентов лица или фигуры и нарушении пропорций, не прошел для Аалтонена бесследно. В надгробии мастера, в оплакивающей коленопреклоненной согбенной фигуре, созданной в 60-е годы, на смену сравнительной многословности пришел предельный лаконизм языка. Новый образ, решенный на основе четкого ритма воедино слитых гладких объемов и непрерывающейся музыкальной линии силуэта, заключает в себе то качество, к совершенному выражению которого Аалтонен стремился с самого начала творческого пути. Это качество — единство формы и содержания. И воплотить его художнику помогла та сила духа, которой он достиг в своем сосредоточенно-эмоциональном искусстве.

"Дух гор"
1961 г.
"Танец"
Около 1928 г.

Единство формы и содержания — эта искомая художественная формула ярко проявила себя в памятнике Киви, установленном в Хельсинки. В этом произведении скульптор поставил перед собой задачу показать значительность и величие писателя-демократа, ушедшего непризнанным из жизни. Им создан образ сильной, но страдающей личности, писателя трагической судьбы. Строгий, сдержанный стиль — главная отличительная черта монумента, состоящего из двух слитных частей — простой, устойчивой формы гранитного постамента и бронзовой фигуры, сидящей в кресле. В памятнике нет ни малейшего расчета на импозантность, внешний эффект. Покоряют простота композиции, естественность в ее осуществлении. Подлинной монументальностью отличается прекрасно вылепленная голова; в ее «усталом» повороте, в печальной задумчивости лица, в опущенных плечах и тяжело уроненной правой руке подчеркивается вся острота восприятия автором созданного им образа писателя-гражданина. «В душе у меня смеркается, и вокруг меня становится холодно, как в пустыне осенним вечером», — гласит надпись на постаменте. Красоту образа составляют черты благородного величия и суровой скорби, переданные с большой пластической силой. Материал послушен руке мастера, что обусловливает богатство и мягкость светотеневых переходов; оживляя поверхность, приумножая пластическую выразительность, скульптор передает тончайшие нюансы психологических переживаний человека.

Новый монумент сопровождается рельефами, лирическими по теме и манере ее раскрытия. Два из них — «Качели» и «Песня моего сердца» исполнены на тему поэзии Киви и могут быть иллюстрированы его литературными произведениями:
                                                                                 ...Пойди со мной в качели,
                                                                                 Моя невинная с белым платком.
                                                                                 Как невеста стоит природа
                                                                                 В праздничный вечер.
                                                                                 Высоко взлетайте, качели,
                                                                                 И пусть платок моей невинной
                                                                                 Развевается в теплый вечер.
                                                                                                (Перевод Е. Долматовского)

"Песня моего сердца" "Качели"

Несмотря на лирическую окраску, художник в своих рельефах создает мужественные образы (девушка и юноша в «Качелях», мать с ребенком в «Песне моего сердца»). Певучая плавная линия очерчивает мощный объем их фигур. Сочетание проникновенного лиризма с физической мощью, сочной лепки с живописностью ее овеществления составляет своеобразие глубоко поэтичной и одухотворенной сюиты женских образов Аалтонена. В статуях «Девы Суоми» — прославленной эмблемы финского павильона на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке (бронза, 1927—1929), «Марьятты» — героини «Калевалы» (бронза, 1934), в скульптурной композиции— «Труд и Будущее» из зала заседаний финского сейма (позолоченный гипс, 1930—1932), в портретах и множестве ранних, преимущественно мраморных миниатюр, объединенных общим названием «Девы», эти две линии дарования скульптора неизменно переплетаются. Небольшие фигуры пронизаны величественностью форм: такова особенность индивидуального аалтоненовского идеала национальной женской красоты. В этом качестве женские изваяния финского мастера перекликаются с его обнаженными мужскими фигурами, широкоплечими, тяжеловесными по пропорциям, массивно-компактными по объемам, не идеализированными, наделенными чертами подчеркнутой серьезности и сдержанной значимости, как «Охотник», «Купец» и «Сборщик налогов». При некоторой условности обнаженные фигуры Аалтонена всегда индивидуально и конкретно трактованы, они несут на себе печать суровой северной красоты, ее национальной характерности.

Аалтонен — художник, который непрерывно — десятилетиями — ищет новые, более совершенные, порой оригинальные решения. Постоянный поиск нередко приводит его к композиционным открытиям в формах монументального творчества. В 1938 году Аалтонену был заказан памятник, посвященный 300-летию со времени основания в Северной Америке первой шведско-финской колонии. В короткий срок, три с половиной месяца (одно из условий договора), Аалтонен закончил работу. Монумент, открытый на месте прежнего поселения в Делавере, он посвятил отважным соотечественникам. По обе стороны массивной плиты из красного гранита высотой около двух с половиной метров в низком рельефе высечены фигурные композиции. «Прощание с родным берегом» — так названа автором одна из них. Широкое гранитное поле имитирует морскую стихию. На нем изображена лодка с переселенцами и как символ путешествия — парусный корабль в левом верхнем углу. Лодка готова к отплытию. На берегу в суровом молчании застыли фигуры провожающих. И лишь одна из женщин закрыла в горе лицо руками. Сильные человеческие чувства сдержанно выражены в этой сцене прощания. Ее эмоциональному решению соответствуют строгая лаконичная композиция, чеканный ритм линий и объемов.
  

                                                                                    Продолжение

 

По книге М.И. Безруковой "Вяйнё Аалтонен"